Проезд через железную дорогу, согласно пункту 15.1 ПДД, возможен только через железнодорожный переезд. Поскольку автомобилисты не так часто пересекают ж/д пути, многие из них забывают, что означают дорожные знаки, стоящие у ж/д полотна, какие правила безопасности и запреты действуют на этом опасном участке дороги.
Особенности проезда через железнодорожный переезд
Правила проезда через ж/д переезд немного варьируются в зависимости от того, чем он оснащен. Чем ближе к населенному пункту, тем больше мер предосторожности на нем предусмотрено. А также имеет значение, насколько широко железнодорожное полотно.
Железнодорожный переезд бывает 2 видов: регулируемый и нерегулируемый. Первый имеет 1 или несколько предупреждающих конструкций (шлагбаум, светофор, будка дежурного, звуковая сигнализация, преграждающий щит). Второй не снабжен ни одной из указанных мер предосторожности. Но и регулируемый, и нерегулируемый переезды по требованиям безопасности оснащаются дорожными знаками: запрещающими и предупреждающими.
Когда пересечение полностью запрещено
Пересечение железной дороги запрещается, если:
- недалеко идет поезд;
- шлагбаум опущен;
- светофор мигает красными огнями;
- дежурный запрещает движение;
- за переездом возникла автомобильная пробка.
При наличии светофора на переезде
Светофор на переезде состоит из 2 красных фонарей, расположенных горизонтально. Когда поезд приближается, они мигают поочередно красным светом, запрещая проезд. Одновременно может раздаваться звуковой сигнал. Некоторые светофоры снабжены третьим фонарем, медленно мигающим белым светом. Он расположен между красными огнями и загорается, когда проезд разрешен.
Другой вид светофора – одиночный красный фонарь. Правило то же: когда он мигает, проезд под запретом, когда гаснет – можно двигаться вперед.
Ж/д путь без светофора
Не у каждого ж/д переезда установлен светофор. Вместо него может стоять дежурный регулировщик, шлагбаум, металлический щит. Вдали от населенных пунктов место пересечения железной дороги может быть оснащено только знаками. В этом случае необходимо остановиться у стоп-линии и лично удостовериться в том, что ж/д пути свободны. Проезд через границы ж/д путей без светофора возможен только тогда, когда шлагбаум полностью поднят или по разрешительному жесту дежурного.
Нерегулируемый без шлагбаума
Нерегулируемые ж/д переезды находятся вдали от населенных пунктов, на дорогах с отсутствием интенсивного трафика. Однако именно у них самая неблагоприятная статистика – наибольший процент происшествий на железных дорогах.
Автомобилист должен остановиться у стоп-линии или у знака “Движение без остановки запрещено” (2.5) и убедиться в том, что на расстоянии, доступном человеческому зрению и слуху, нет приближающегося состава. После этого можно ехать строго перпендикулярно железнодорожному полотну, стараясь не задерживаться на путях.
Регулируемый без шлагбаума
Помимо шлагбаума, переезд может регулироваться светофором, звуковой сигнализацией или дежурным. Регулировщик запрещает проезд, подняв над головой жезл, яркий флажок или фонарь либо вытянув руки в стороны.
Звуковая сигнализация включается, когда проезд закрыт.
Переезд со шлагбаумом
Автомобильное движение через ж/д пути может осуществляться, только когда шлагбаум поднят, а светофор горит бело-лунным светом или вообще отключен. Неверно думать, что у какой-то из этих предупреждающих конструкций есть преимущество. Это значит, что если светофор еще мигает красными огнями, а шлагбаум уже поднят, проезд все еще запрещен. И в ситуации наоборот: если светофор перестал мигать, а шлагбаум все еще опущен, движение невозможно.
Штрафы за нарушение правил пересечения ж/д переезда
Штрафные санкции за нарушение ПДД при пересечении ж/д путей обозначены в статье 12.10 КоАП. Рецидивное нарушение правил карается лишением права управлять транспортным средством в течение 1 года.
Проезд на красный свет
Пренебрежение запрещающим сигналом светофора или дежурного карается штрафом в 5 000 руб. или лишением прав от 3 до 6 месяцев.
Обгон
На ж/д переезде нельзя обгонять, объезжать впередиидущий или стоящий транспорт. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в размере 5 000 руб. или лишение прав до полугода.
Переезд за ограничивающие линии
Остановка возможна лишь на расстоянии 5 м до шлагбаума или за 10 м до рельсов, у знака “Движение без остановки запрещено” или перед стоп-линией. Остановка в неположенном месте может быть наказана штрафом – 1 тыс. руб.
Остановка на переезде
За остановку или стоянку на ж/д переезде и перед ним выписывается штраф – 5 000 руб. Или нарушитель лишается прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Правила пересечения путевого переезда при вынужденной остановке на нем
При непредвиденной остановке на ж/д путях водитель, в первую очередь, должен позаботиться о безопасности пассажиров и проводить их на безопасное расстояние. По возможности рекомендуется направить 2 человек в разные стороны вдоль железной дороги на расстояние 2 км, объяснив им, как подавать сигнал экстренной остановки машинисту. Сигнал остановки подается движением руки по кругу с предметом, привлекающим внимание. Днем это может быть лоскут яркой ткани, ночью – фонарь, факел.
Если освободить пути своими силами не получается, нужно обратиться за помощью к дежурному – узнать у него график движения поездов. Если позволяет время, попросить других водителей взять автомобиль на буксир. Однако если времени мало, лучше не делать этого – буксирующий автомобиль в момент столкновения поезда с застрявшей на путях машиной тросом будет притянут в эпицентр аварии.
В случае если помочь некому, водитель должен подавать из машины сигнал общей тревоги – 1 длинный и 3 коротких звука. При шуме приближающегося поезда надлежит бежать в его сторону и руками подавать сигнал остановки.
Знаки, относящиеся к проезду через ж/д переезд
Железнодорожный переезд, как место повышенной опасности, сопровождается не одним, а сразу несколькими знаками ПДД. Их очередность по мере приближения к железнодорожным путям следующая:
- Предупреждающие о расстоянии до железной дороги (3 шт.).
- Предупреждающий о наличии/отсутствии шлагбаума.
- Предупреждающий о количестве ж/д путей.
- Запрещающий “Движение без остановки запрещено”.
Ж/д переезд со шлагбаумом
Переезд со шлагбаумом обозначается белым треугольником с красной рамочкой, в центре которого изображен забор (1.1).
Ж/д переезд без шлагбаума
Переезд без шлагбаума показывает такой же треугольник, но с изображенным на нем паровозом (1.2).
Однопутная ж/д дорога
Начинать проезд через железную дорогу рекомендуется, когда впередиидущий автомобиль ее покинул. Особенно это касается многопутных ж/д путей. В противном случае в непредвиденной ситуации на ж/д полотне возникнет затор, что еще больше усугубит положение.
Белый крестик в красном обрамлении (1.3.1) обозначает однопутную дорогу.
Многопутная железная дорога
На многопутную дорогу (2 и более путей) указывает такой же крестик и уголок под ним (1.3.2).
Приближение к железнодорожному переезду
Расстояние до ж/д переезда показывают знаки с наклонными линиями:
- Первый – с 3 красными наклонными линиями справа налево (1.4.1) – расположен в 150–300 м от переезда на правой стороне дороги. На этом участке трассы еще можно обгонять медленно движущиеся автомобили.
- Второй (1.4.2) – с 2 линиями справа налево – находится на расстоянии 100–200 м от ж/д дороги. Начиная с него, обгонять другие машины запрещается.
- Третий (1.4.3) – с аналогичной 1 наклонной линией – установлен в 50–100 м от опасной зоны. Кроме того, что на этом участке запрещен обгон, нельзя оставлять здесь автомобиль на стоянку.
Знаки 1.4.4, 1.4.5 и 1.4.6 дублируют вышеуказанные, их устанавливают с противоположной стороны дороги аналогичным образом. На них изображены точно такие же наклонные линии, только в зеркальной последовательности.
Запреты при пересечении ж/д переезда и при приближении к нему
По правилам дорожного движения, при пересечении ж/д полотна запрещается:
- обгонять впередиидущие транспортные средства, начиная со знака 1.4.2 (2 наклонные линии);
- разворачиваться;
- останавливаться;
- сдавать назад.
Запрещается самостоятельно поднимать шлагбаум, объезжать его, пытаться проехать под ним, когда он опускается, даже если светофор разрешает проезд.
А также нельзя заезжать на переезд, если за ним возник затор: автомобиль вынужден будет встать на ж/д путях.
При пересечении жд путей на автомобиле необходимо помнить: вес и размер поезда во много раз превышает аналогичные характеристики автомобиля, его тормозной путь очень длинный (до 1,5–2 км). Поэтому независимо от наличия знаков, светофора, шлагбаума и пр., необходимо остановиться у стоп-линии и оценить безопасность проезда данного участка дороги в текущий момент времени.
Оценка должна включать в себя:
- Анализ условий видимости.
- Анализ качества дорожного покрытия.
- Плотность автомобильного потока.
- Исходя из этих наблюдений, водитель выбирает оптимальный скоростной режим.
В абсолютном большинстве случаев дорожно-транспортных происшествий с участием поезда виноваты водители: состояние алкогольного опьянения, невнимательность и беспечность приводят к авариям.