На какие модели Mercedes устанавливались двигатели M103

Получивший индекс М103 мотор от Мерседеса Бенца использовался на легковых автомобилях немецкого концерна с 1984 по 1997 г. Существовало несколько версий силового агрегата, отличавшихся рабочим объемом цилиндров. Уже с 1989 г. началось постепенное вытеснение двигателя (его преемником стала модель М104 с 4-клапанной схемой газораспределения), который не имел потенциала развития и стал отставать от экологических требований.

Мотор
М103 мотор от Мерседеса Бенца.

Краткая справка о двигателе M103

Силовой агрегат был создан как замена устаревшей модели М110, оснащался блоком цилиндров из серого чугуна с уменьшенной толщиной стенок.

Одновременно на конвейер была поставлена модель М102 с рядной 4-цилиндровой компоновкой, частично унифицированная по деталям поршневой группы и газораспределительного механизма.

Производитель ввел гидравлические компенсаторы зазора, что снизило трудоемкость обслуживания.

Для привода распределительного вала использовалась однорядная цепь с натяжителем, не отличавшаяся большим ресурсом.

Технические характеристики двигателей для Mercedes серии M103

Силовые агрегаты оснащены рядными 6-цилиндровыми блоками (рабочий объем определяется диаметром расточки). Система газораспределения включает в себя распределительный вал в головке блока и по 2 клапана на цилиндр.

Охлаждение двигателя принудительное жидкостное, для циркуляции антифриза используется механическая помпа. Топливо подается форсунками с электронным управлением, в системе выхлопа мог устанавливаться каталитический нейтрализатор отработавших газов.

Отличительной чертой моторов стала одинаковая величина хода поршня, равная 80,2 мм.

Модификации двигателя M103 для Мерседеса

Существовало 2 серийные модификации, отличавшиеся рабочим объемом и характеристиками мощности и крутящего момента.

Геометрическая степень сжатия у всех моторов поколения M103 составляла 9,2 единицы. В качестве топлива использовался бензин стандарта 91RON (эквивалент российского А-95).

Моторы оснащались ограничителем частоты вращения, не позволявшим валу раскрутиться чаще отметки 6 200 об./мин.

Версия объемом 3 л отличается головкой блока и клапанами с увеличенным диаметром тарелок (с большим сечением газовых каналов соответственно).

Существовали мелкосерийные версии моторов от Brabus и AMG. Агрегаты отличались установкой модернизированного распределительного вала и увеличенным ходом поршня за счет другого коленчатого вала. Объем агрегата доходил до 3,6 л, а мощность – до 286 л. с.

Серия E30

Линейка E30 имела рабочий объем 2 960 см³ при диаметре цилиндра 88,5 мм. Клапаны в головке стояли под углом, что позволило улучшить форму камеры сгорания и оптимизировать работу мотора.

Версия без каталитического нейтрализатора развивала мощность 190 л. с. при 5 700 об./мин. Установка системы снижения токсичности выхлопа снижала параметр до 179 л. с.

Максимальный крутящий момент составлял 255 или 260 Н*м соответственно, достигался при 4 400 об./мин. коленчатого вала.

Серия E30
Серия E30 с рабочим объемом 2 960 см³.

Серия E26

Модель отличалась сниженным до 2 597 см³ объемом (путем уменьшения диаметра до 82,9 мм).

Мотор развивал мощность 160 или 169 л. с. (версия с катализатором и без), пик достигался при частоте вращения вала 5 800 об./мин. Максимальный крутящий момент при 4 600 об./мин. составлял 220 или 228 Н*м соответственно.

Серия E26
Двигатель М103 серии E26 развивает мощность 160 л.с.

На какие модели Мерседеса устанавливался мотор серии M103

Силовой агрегат имел универсальную конструкцию, мог использоваться на ТС с полным приводом либо задними ведущими колесами.

Мотор позиционировался как базовый для автомобилей концерна MB среднего и представительского уровней.

Всего было выпущено около 280 тыс. экземпляров (без учета поставок готовых блоков на рынки запасных частей), которые шли на сборочные заводы на территории Германии и Австрии.

В России

На момент создания и производства агрегатов серии Mercedes M103 на территории России существовали единичные дилеры немецкого бренда. В РФ в основном попадали подержанные автомобили с кузовами W-124 (небольшое количество новых было продано официальными представительствами).

Также ввозились седаны W126, относившиеся к представительскому классу. Гораздо реже попадались внедорожники G-класса серии W463, а кабриолеты с кузовами R107 или R127 вообще были экзотикой.

Седаны W126
Mercedes M103 W126.

В Европе

На европейском рынке силовой агрегат ставился на следующие автомобили:

  • седаны W201 (стандартный двигатель 2,6 л и доработанный в AMG, имеющий объем 3,2 л);
  • седаны и универсалы с кузовами серии 124;
  • седаны W126 (260SE с 2,6-литровым мотором, 300SE и 300SEL с версией Е30 соответственно);
  • кабриолеты R107 или R127 (300SL);
  • внедорожник с кузовом W463 (300GE);
  • выставочный Isdera Spyder 036i (серийно не производился).
Кабриолеты R107
Mercedes-Benz SL-class R107.

Расход топлива моторами серии М103

Экономичность двигателей определяется весом, техническим состоянием автомобиля, дорожными условиями и стилем управления.

Исправный агрегат Е26, установленный на седане W201 с ручной коробкой передач и катализатором, по паспорту расходовал в городе 12,4 л на 100 км пути, на трассе параметр снижался до 8–8,2 л на “сотню” при условии движения со скоростью 90–100 км/ч.

Седаны и универсалы Е-класса сжигали др 15 л в городе, а внедорожники с кузовом W463 и автоматической трансмиссией с полным приводом расходовали в городе не менее 19 л бензина на 100 км пути.

седане W201
На седане W201 расход топлива по трассе до 8–8,2 л.

Аналогичные моторы других автопроизводителей

Постоянным конкурентом Mercedes Benz была немецкая компания BMW, которая предлагала похожие по параметрам силовые агрегаты линеек М30 и М50.

Еще одним соперником неожиданно стал Opel, который предлагал покупателям рядные 6-цилиндровые моторы объемом от 2,4 до 3 л (существовали версии от Irmscher с увеличенной до 4 л кубатурой).

Недостатки и поломки мотора M103

Основной проблемой моторов линейки М103 является возраст. Большой пробег, непонятный график обслуживания предыдущими владельцами приводят к выходу из строя поршневой группы или обрыву цепного привода распределительного вала.

Агрегат оснащен системой впрыска топлива с форсунками, распылители которых со временем забиваются грязью. А на изношенных моторах основной причиной засора становится выброшенное вместе с выхлопными газами моторное масло.

При эксплуатации двигателей владельцы сталкиваются с проблемой течи смазки через сальники коленчатого вала и лобовую крышку.

Ресурс однорядной цепи оригинального производства не превышает 150 тыс. км, запасные части от альтернативных поставщиков выходят из строя через 90–100 тыс. км. Одновременно следует менять ведущую и ведомую звездочки, в противном случае новая цепь износится намного быстрее положенного срока.

Установленные в приводе клапанов колпачки для снятия смазки теряют герметичность при пробегах около 100 тыс. км. Попадающее в цилиндры моторное масло приводит к образованию нагара и ускоренному износу деталей поршневой группы.

При эксплуатации моторов М103 важно своевременно проводить обслуживание (через каждые 9–10 тыс. км), в этом случае силовой агрегат имеет ресурс до капитального ремонта на уровне 500–600 тыс. км.

Возможности тюнинга двигателя Мерседеса

Неукротимая тяга ряда автолюбителей к доработке силовых агрегатов не прошла мимо линейки М103. Но 2-клапанная схема газораспределения и изначальное предназначение мотора для спокойной езды не позволят улучшить характеристики.

Можно попытаться установить турбину или компрессор с механическим приводом, смонтировать теплообменник для охлаждения воздуха и доработать системы смазки и подачи топлива.

Пиковая мощность увеличится до 450–500 л. с., но срок службы мотора не оправдает вложений. Целесообразнее модернизировать агрегат серии М104.

агрегат серии М104
Мотор серии М104 успешнее поддается модернизации.

Разбор мотора М103 для Мерседеса

Разборка мотора не представляет сложностей. На начальном этапе снимают двигатель с автомобиля, демонтируют коробку передач и навесное оборудование. Затем убирают привод распределительного вала, отворачивают болты головки для оценки состояния газораспределительного механизма.

На заключительном этапе снимают поддон и разбирают постели коренных и шатунных шеек коленчатого вала. После мойки и промера деталей принимают решение о проведении капитального ремонта блока или покупке аналогичного мотора с пробегом с “разборки”.

Поделиться:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.