Для стабильной работы автомобиля необходима регулярная замена масла. Процедура позволяет увеличить срок эксплуатации двигателя внутреннего сгорания (ДВС), обеспечивает безопасную езду, снижает количество выхлопов и т.д. Одновременно специалисты рекомендуют масляные фильтры для предотвращения износа комплектующих мотора.
Как часто требуется замена масла
Моторное масло используется в ДВС для снижения износа металлических деталей, уменьшения трения между движущими частями двигателя.
Применение специальных средств в автомобиле помогает:
- сохранить больший период пробега до капитального ремонта;
- предотвратить скопление отложений, загрязнений;
- продлить срок службы мотора;
- обеспечить безопасные длительные поездки;
- поддержать оптимальные эргономические характеристики двигателя;
- предотвратить частые поломки, ремонтные работы и пр.
В соответствии со стандартами, масло в автомобиле меняют каждые 10–15 тыс. км пробега. Необходимо также учитывать срок годности жидкостей и ориентироваться на данные, указанные производителем.
При эксплуатации ТС в условиях города с загрязненным воздухом, большим потоком машин планировать смену растворов в автомобиле лучше 1 раз каждые 7–8 тыс. км.
Своевременная очистка агрегата обеспечит длительную эксплуатацию ТС, предотвратит поломки.
Межсезонные интервалы можно сократить до 5 тыс. км в таких случаях, как:
- езда в условиях бездорожья, в предгорьях;
- частое простаивание авто в многокилометровых пробках;
- эксплуатация при перепадах температуры, морозах, во влажном климате, при высокой запыленности воздуха;
- езда в спортивном стиле (на высоких оборотах);
- применение смазки, жидкостей с невысоким качеством;
- замена синтетических составов для мотора на минеральные растворы;
- частые перегрузки двигателя при перевозе тяжелых грузов, оснащении ТС турбинами.
Правильно менять минеральные составы каждые 5–7 тыс. км, синтетические – через 10–12 тыс. км.
Проверка уровня и давления масла в двигателе
Проверить параметры моторного масла в двигателе можно на приборной панели. При низком уровне средства либо перепадах давления технических жидкостей в ДВС лампочка с соответствующей символикой загорается.
В современных авто с диагностическими цифровыми системами на мониторе бортового компьютера также отображаются сообщения о сбоях в работе, уменьшении масляных растворов.
Помимо отслеживания состояния электроники специалисты рекомендуют проверять уровень масляной жидкости под капотом с помощью щупа. При отсутствии инструмента – использовать датчик.
Продиагностировать параметры масляных жидкостей в авто можно на СТО (с помощью сервисного раздела в мультимедиасистеме).
Особенности масляных фильтров
Масляный фильтр двигателя используется для очистки рабочих жидкостей от вредных примесей. Применение элементов в системе смазки ДВС обеспечивает подходящую степень чистоты растворов, позволяет сохранять детали, узлы в рабочем состоянии.
Масляные фильтры помогают:
- защищать внутренние поверхности мотора от нагара, коррозии, щелочных отложений;
- поддерживать стабильный уровень вязкости в системе за счет снижения пропорций загрязняющих компонентов;
- уменьшать коэффициент трения в участках контакта деталей (подшипников, поршней, шестерней и пр.);
- сохранять рабочие характеристики масляных материалов в течение межсезонья.
Где лучше менять масло – в гараже или на улице
Смена масла (по требованиям безопасности) может происходить на специальной эстакаде, станции технического обслуживания (СТО), в гараже с углублением, во дворе на свободной площадке и т.д.
Мастера не рекомендуют проводить работы в необорудованных закрытых помещениях, небольших гаражных комплексах без нижнего уровня.
Владелец в данном случае не имеет свободного доступа к днищу транспортного средства (ТС) для замены отработанного материала.
Необходимые инструменты для замены масла самостоятельно
Поменять масло самостоятельно можно с помощью следующих инструментов:
- отвертки (с плоским наконечником);
- воронки;
- комплекта комбинированных ключей (многогранного, ленточного);
- набора торцевых головок с удлинителем;
- динамометрического ключа;
- съемника фильтра;
- уплотнителя сливной пробки и т.д.
Для выполнения работ своими руками необходимы резиновые перчатки, несколько хлопчатобумажных тряпок, силиконовая смазка, фонарик, наждачная бумага, пустая пластиковая канистра объемом 5 л.
Пошаговая инструкция по замене масла в двигателе
Порядок замены моторного масла отличается в зависимости от типа двигателя, особенностей помещения (эстакада, СТО), используемого оборудования, времени года и пр. Работы проводятся с соблюдением требований безопасности (в тканевых или резиновых перчатках, с респиратором).
Слив старого масла
Слив отработанной машинной жидкости в движке включает следующие этапы:
- Установку автомобиля на эстакаде/над углублением в гараже.
- Его прогрев до рабочей температуры (около +85…+95 °С), простаивание в течение 10–15 минут.
- Открытие капота, откручивание пробок на двигателе.
- Слив масла. На процедуру требуется 10–15 минут.
Замена моторного масла
Поэтапная замена масла:
- Открутить фильтр подходящим ключом или специальным съемником.
- Очистить штуцер, нанести силиконовую смазку на резиновый уплотнитель.
- Поставить новый фильтр, затянуть деталь до упора.
- Закрыть сливную пробку, положить под нее новую уплотняющую подкладку.
- Вставить воронку в заливочную горловину двигателя.
- Налить раствор на 0,5 л меньше объема по инструкции к эксплуатации.
- Достать щуп, проверить состояние жидкости.
- Продолжить заливать раствор, измеряя его уровень с помощью инструмента.
- Закрыть крышку плотно после достижения максимального уровня масла.
- Завести двигатель на 5 минут, после остановки повторить процедуру.
- Проверить уровень жидкости. Он должен размещаться между отметками MIN и MAX.
- Откачать раствор на СТО при избытке материала.
- Долить средство при недостаточном количестве.
По правилам безопасной эксплуатации, недопустимо использование ТС с превышением уровня растворов либо их малом объеме.
Промывка двигателя
Очистка двигателя производится следующими способами:
- Экспресс. Выполняется перед сменой масляного раствора. В ДВС заливают присадку с щелочными добавками. Включают мотор на 4–5 минут, сливают жидкость. Способ рекомендован после езды по бездорожью, пересеченной местности, на высоких оборотах. Не рекомендуется часто использовать экспресс-процедуру из-за риска коррозии металла.
- Щадящим. За 100 км до окончания автопробега до замены масляных растворов в мотор доливают специальную химическую присадку. В это время необходимо эксплуатировать ТС аккуратно, поддерживать среднюю скорость (в пределах 80–90 км/ч), не повышать обороты. После езды масло заменяют.
Последствия несвоевременной замены масла
При несвоевременной диагностике и замене масляных растворов возможны такие последствия:
- Загрязнение элементов ДВС грязью, шламом. К завершению срока службы масло теряет диспергирующие и моющие свойства, поэтому комплектующие двигателя начинают интенсивно загрязняться продуктами распада смазки, топлива.
- Снижение мощности двигателя. Из-за ухудшения смазочных характеристик раствора повышается коэффициент трения в подвижных соединительных деталях.
- Превышение стандартного расхода топлива.
- Общее уменьшение эксплуатационного ресурса мотора.
Всегда ли нужно менять фильтр при замене масла
При смене масла в двигателе мастера рекомендуют заменять и фильтр. При стандартной работе за эксплуатационный период очистительный элемент к пробегу в 10 тыс. км будет загрязнен.
При применении старого фильтра возможны сбои в работе двигателя, интенсивный износ, коррозия деталей. Масло будет поступать к трущимся элементам мотора неочищенным, что приведет к поломкам, нарушениям работы ТС, капитальному ремонту либо замене ДВС.
Как правильно выбрать фильтр
При выборе фильтра специалисты рекомендуют учитывать следующие нюансы:
- Корпус элемента должен быть из прочных металлических сплавов. При визуальном осмотре на качественном фильтре отсутствуют вмятины, царапины, сколы и другие дефекты.
- Уплотнительное кольцо элемента, расположенное у нижней части корпуса, должно надежно примыкать к кожуху, не иметь деформаций.
- Надежна, безопасна и долговечна сертифицированная продукция, выпущенная популярными на рынке автомобилестроения изготовителями.
- На корпусе должны быть указаны страна-изготовитель, реквизиты фирмы с телефонами службы техподдержки.
- Фильтр должен советовать модели, марке автомобиля.
Виды масляных фильтров:
- В металлическом корпусе. Фильтрующий элемент из плотной бумаги упакован в надежный стальной цилиндр. Данная деталь не требует отдельного корпуса или отсека, легко устанавливается в выбранном месте двигателя. В некоторых модификациях встроен перепускной клапан, который срабатывает при чрезмерном загрязнении фильтра, загустевшем масле (при минусовой температуре).
- Бескорпусной. Представлен в виде очищающего элемента из специальной бумаги. Его сложно заменять, т.к. отсутствуют дополнительные плотные крепежные детали.
Удаление старого
Этапы работы:
- Ослабить крепления масляного фильтра с помощью ленточного или многогранного ключа.
- Почистить основание элемента.
- Снять старую деталь.
- Проверить состояние оборудования, места креплений.
Установка нового
Последовательность установки:
- Нанести на резиновую прокладку нового фильтра немного моторного масла.
- Установить элемент на очищенное место.
- Проверить точность стыковки комплектующих.
- Вкрутить фильтр и затянуть элемент ключом.
- Залить масло в двигатель.
- Запустить мотор, оставить его на 5 минут.
- Проверить отсутствие протечек, деформаций комплектующих ДВС.
- Оценить уровень масла, при необходимости долить средство.
Экспресс-замена масла своими руками
Этапы экспресс-смены масла:
- Установить автомобиль на подъемник (на СТО, в гаражном комплексе).
- Открыть заливную горловину.
- Убрать защиту картера.
- Поставить емкость для слива отработанного машинного масла.
- Вылить старый материал.
- Заменить уплотнитель на сливной пробке.
- Поставить фильтр на место, плотно закрутить его.
- Зафиксировать пробку.
Некоторые мастера используют для экспресс-процедуры специальный трубопровод, шестеренчатый или вакуумный насос. Работы необходимо выполнять оперативно. Очистку выполняют после прогревания двигателя.