Буксировка автомобиля необходима для транспортировки ТС на ремонт в сервисный центр, восстановление после аварии, для освобождения проезжей части и пр. Процесс регулируется положениями ПДД, нормативными законодательными актами. Буксировка авто возможна на жесткой или гибкой сцепке, а также методом частичной погрузки.
Главные пункты правил дорожного движения
Буксировка необходима для перемещения безмоторных или недействующих ТС, прицепов, несамоходных машин, автомобилей после аварий на магистралях и пр. Требования к передвижению регулируются положениями главы 20 ПДД РФ.
Необходимо соблюдать нормативы для безопасной езды по автотрассам во избежание аварий, получения штрафов и других взысканий от представителей ГИБДД.
Буксирующим ТС называется автомобиль, который выполняет перевозку. Он располагается спереди и тянет с помощью троса неисправную машину техниками жесткой или гибкой сцепки.
Буксируемое ТС располагается сзади процессии. Это авто, которое тянут на тросе или перемещают методом частичной погрузки.
Необходимый стаж водителя
По положениям ПДД (20.1–20.4), за рулем перевозимого автомобиля должен размещаться водитель с подтвержденным стажем управления ТС и удостоверением не менее 2 лет. Начинающие автомобилисты могут только управлять буксируемой машиной.
От водителей требуются навыки соблюдения дистанции, своевременного торможения поврежденного ТС, удерживания троса, правильной перестройки по полосам и т.д.
Скорость движения при буксировке
При транспортировке неисправного ТС максимальная скорость движения составляет 50 км/ч. Требование распространяется на все автомагистрали независимо от количества полос, расположения, размеров и пр. Не разрешается превышать скоростной режим при аварийной перевозке легковых и грузовых авто даже вне населенных пунктов. Требование описано в п. 10.4 ПДД.
Необходимо учитывать специальные предписания, о которых информируют дополнительные указатели на магистрали. При наличии таблички с определением режима менее 50 км/ч требуется откорректировать правила перемещения. В жилых кварталах и на придомовых зонах необходимо ехать при режиме не больше 20 км/ч.
Необходимая длина буксировочного троса
Длина буксировочного троса для легкового автомобиля составляет 4–6 м. На ленточном стропе и жестком канате закрепляют не менее 2 сигнальных флажков, указателей бело-красной гаммы. При жесткой сцепке длина троса не должна быть больше 4 м. Требование необходимо для поддержания безопасности на магистралях во избежание попадания других участников дорожного движения в буксировочную процессию.
Свет и аварийная сигнализация
Согласно ПДД, буксируемое ТС выделяют на трассе:
- Специальной световой сигнализацией либо знаком аварийной остановки. Указатель разрешено использовать на задней части автомобиля при неисправности световых приборов.
- Габаритными огнями (при перемещении в темное время суток либо пересечении тоннелей).
Согласно поправкам в положения ПДД, с 2022 г. на всех перемещающихся ТС необходимы включенные противотуманные фары.
Особенности буксировки на автомагистрали
Исходя из ПДД, буксировка неисправной машины по автомагистралям не относится к запрещенным действиям. Однако если ТС не может перемещаться со скоростью более 40 км/ч по скоростным трассам, водители нарушат законодательство. При езде в режиме, который отличается от основного потока, возможны сбои в перемещении транспорта, создание потенциально аварийных ситуаций.
На автомагистрали распространяется запрет на буксировку при гололеде, неисправных руле, тормозах. Не допускается транспортировка с помощью тросов нескольких ТС.
Типы тросов для буксировки
Тянуть автомобиль на буксире можно с помощью нескольких тросов (стропов, канатов). Виды лент отличаются материалом изготовления, уровнем прочности, техническими характеристиками.
По назначению выделяют тросы:
- Буксировочные. Предназначены для перевозки ТС по автомагистралям в необходимое место.
- Рывковые. Используются, если требуется вытянуть застрявший автомобиль.
Строп
Стропом называется ленточный трос, отличающийся плоским плетением. Его можно сворачивать в рулон для удобного хранения в багажном отделении. Производители выпускают динамические строп-ленты, предназначенные для перемещения неисправных авто по бездорожью.
Ленты эластичные, удобные в использовании, хранении, креплении. Однако при чрезмерных нагрузках могут повреждаться. Используются для мягкой сцепки.
Канат
Трос с круглым плетением. Подходит для буксировки и выдергивания авто из сложных участков трассы.
Канаты занимают больше места при хранении, т.к. менее эластичные. В комплекте с ними производители поставляют крепления (крюк, металлические скобы).
Буксировочные канаты рассчитаны на заданную нагрузку (2–8 т и более). При выборе троса требуется учитывать параметры автомобиля, удобство и безопасность крепления скоб, разрешенную массу и пр.
Способы и правила буксировки автомобиля
Требования к перемещению неисправных ТС соответствуют способу буксировки. Возможна транспортировка на гибкой или жесткой сцепке, методом частичной погрузки. В ПДД описаны рекомендации к весу перевозимого авто, виду и назначению ТС (грузовое, легковое, строительная спецтехника).
Гибкая сцепка
Передвижение поврежденного авто на гибкой сцепке выполняется с помощью троса из прочного материала (стальных сплавов, специальных полотен). Техника наиболее востребована участниками дорожного движения и рекомендована для легковых ТС. Буксировка с помощью матерчатого или стального троса доступна всем водителям.
ТС используют специальные крепления (спереди и сзади кузова).
При перемещении зафиксированного авто важно соблюдать следующие ПДД:
- трос в длину не менее 4 м и не превышает 6 м;
- перевозимое ТС управляется водителем;
- на тросе зафиксированы специальные обозначения бело-красной гаммы (табличка из металла, тканевая лента).
Гибкая сцепка запрещена в некоторых ситуациях:
- у перевозимого ТС тормозная система, рулевое управление в нерабочем состоянии;
- транспортировка выполняется в условиях гололеда на асфальтовом покрытии.
Жесткая сцепка
Перемещение на жесткой сцепке рекомендовано для спецтехники и грузовых автомобилей. Выполняется приспособлением, изготовленным из металлических сплавов и имеющим устойчивую, прочную негнущуюся конструкцию. Трос может быть в форме трубы, треугольника. Крепление более надежное, прочное, безопасное, однако более сложное в использовании для водителей.
Техника редко применяется для легковых ТС и рекомендована для:
- крупногабаритной строительной техники;
- автобусов;
- троллейбусов;
- грузовых авто;
- другой спецтехники.
Правила буксировки авто:
- расстояние между ТС составляет до 4 м;
- есть 2 точки крепления;
- буксируемым ТС управляет водитель;
- в салоне или кузове перевозимого авто нет людей.
Процесс запрещен при неисправной рулевой колонке неисправного ТС.
Частичная погрузка
При выполнении частичной погрузки не требуется использование тросов. Обязательное условие перевозки заключается в наличии тяжеловесного эвакуатора со специальным местом для размещения передней колесной базы ТС.
Технология применяется для перемещения неисправного авто в гололедицу, при повреждении тормозной системы и рулевой колонки. Одна ось ТС при транспортировке находится на дороге.
При установленной АКПП у буксируемого авто нельзя использовать ни один вид транспортировки. Разрешен специальный автоэвакуатор, в котором машину устанавливают на подставку.
Буксировка автомобилей с различными типами коробки передач
ПДД отличают предписания для перевозки ТС в зависимости от разновидности коробки передач (механической, роботизированной, автоматической). Отличаются требования к креплениям, расстоянию между объектами, порядку передвижения и пр.
Механическая
Для механических ТС нет ограничений. Авто можно тянуть на буксире и использовать в качестве тягача. Коробку передач для безопасности езды рекомендуется перевести на нейтральную передачу.
Автоматическая
Авто с АКПП может использоваться в качестве тягача. Тип коробки передач не уменьшает его мощности. Однако если на ТС установлен слабый двигатель, АКПП не выдержит больших нагрузок. Прежде чем перемещать мощный кроссовер, необходимо изучить технические требования машины. В специальном разделе указаны правила буксировки и разрешенный уровень нагрузки.
ТС с автоматической коробкой передач и неработающим мотором можно транспортировать на расстояние не больше 30–50 км из-за технических ограничений.
При неисправном моторе в АКПП не функционирует масляный насос. Детали при этом изнашиваются, перегреваются, что может привести к большим повреждениям, выходу ТС из строя.
Поэтому перед транспортировкой или использованием авто в качестве тягача важно ознакомиться с техническими ограничениями.
Роботизированная
Для машин с роботизированными коробками передач, сходных с МКПП, нет запретов на буксировку на любые расстояния. Требуется учитывать допустимую массу при использовании ТС в качестве тягача. При продолжительной транспортировке поврежденного авто с нерабочим мотором возможны чрезмерное перегревание деталей, их быстрый износ и создание аварийных ситуаций на автомагистрали.
Авто с вариатором
ТС с вариатором не рекомендуют использовать в качестве погрузчика и тягача. Их технические особенности не предусматривают больших нагрузок. При превышении допустимых показателей возможны повреждения, сбои в работе двигателя.
Переднеприводный автомобиль, снабженный вариатором, можно транспортировать только при наличии опоры на заднюю ось. Передняя же должна быть размещена на погрузочной тележке либо висеть в воздухе.
Полноприводное ТС с вариатором можно доставлять в автомастерскую, гараж только с помощью эвакуатора.
Условия, при которых буксировка транспортных средств запрещена
Запрещается буксировка ТС при следующих условиях:
- на улице гололед, трассы горные;
- буксируемое ТС с нерабочими тормозами и массой на половину больше тягача;
- сцеплено больше 1 машины;
- выполняется буксировка ТС с прицепом;
- перевозимое ТС без водителя;
- на трассе размещены знаки, запрещающие буксировку (указатель 3.7);
- в качестве тягача используются мотоциклы и другой неподходящий транспорт.
Штраф за неправильную буксировку автомобиля в 2022 году
За проезд при наличии запрещенных указателей, при неправильных погрузке, сцепке, несоблюдении других требований ПДД и законодательных актов нарушителям будет выписано предписание, на них наложен штраф.
Размеры взысканий, правила оплаты описаны в КоАП РФ (ст. 12.21 и др.).
Кому из владельцев выписывают штраф
По требованиям законодательства, санкции будут предъявлены нарушителю (водителю тягача либо транспортируемого ТС). Однако в спорных и сложных ситуациях на трассе взыскание выпишут управляющему процессией в начале состава.
Буксирующему потребуется оплатить штраф за следующие нарушения:
- превышение допустимой скорости;
- перевозку ТС, не подлежащих транспортировке по ПДД;
- неправильный выбор длины троса;
- иные недочеты, совершенные автомобилистом.
Буксируемому предстоит оплатить взыскание, если:
- не включены аварийная сигнализация, габаритные огни при передвижении вечером, ночью;
- не выставлен знак аварийной остановки при неисправных огнях;
- в салоне перевозятся другие люди;
- нарушены ПДД и т.д.
Размеры штрафа
При нарушении ПДД при буксировке любых ТС будет выписан штраф в размере 500 руб. либо вынесено предупреждение (согласно ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ).
Данное взыскание положено в следующих случаях:
- стаж водителя буксирующего ТС менее 2 лет;
- не выполнены требования по сцепке машин;
- выбрана неправильная длина троса;
- не выставлен знак аварийной остановки в предписанных правилами случаях.
Однако при наличии 2 нарушений по данной процедуре потребуется оплатить несколько взысканий. При несоблюдении скоростного режима при буксировании (в зависимости от тяжести нарушения) – 500 руб. либо лишение водительских прав на срок до 1 года.
Когда могут вынести только предупреждение
Предупреждение возможно в следующих случаях:
- Требования по перевозке поврежденного ТС нарушены водителем впервые.
- При неправильной транспортировке не произошло ДТП с причинением вреда окружающей среде, здоровью людей.
- Не соблюдены требования по применению световых приборов.
Однако на практике представители ГИБДД часто выписывают предписание и требуют оплаты штрафа.
Получение скидки на уплату штрафа
На оплату взысканий за неправильную буксировку механических транспортных средств действует скидка 50% при условии перечисления средств не позднее 20 дней с даты вынесения постановления. Потребуется внести 250 руб. вместо 500 руб.
Могут ли забрать автомобиль за нарушение на штрафстоянку
Согласно ст. 27.13 КоАП РФ, эвакуация ТС на спецстоянку за несоблюдение требований буксировки не предусмотрена. Однако при нерабочей тормозной системе, неисправном рулевом управлении перевозимого автомобиля представитель ГИБДД может применить отдельное наказание (по ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ).
При выписывании штрафа в случае несоблюдения нескольких требований буксировки эвакуация может быть законной.
Штраф за отсутствие необходимого стажа
Отдельного взыскания за несоблюдение минимального возраста вождения при транспортировке поврежденных авто не введено. Поэтому нарушение квалифицируют по ст. 12.21 КоАП РФ. Водителю потребуется оплатить 500 руб.