Представленные на российском рынке самые экономичные автомобили по расходу топлива укладываются в 4–5 л бензина на 100 км пути в смешанном цикле.
Но покупатели в России лишены возможности выбрать машины с гибридными силовыми установками PHEV, которые стали популярными в Европе и Северной Америке.
Подобные транспортные средства сжигают не более 3,5 л горючего в городском режиме и могут заряжаться на ходу или от бытовой электрической сети.
Какие автомобильные марки выпускают машины с низким расходом топлива
Тенденция к снижению затрат жидкого моторного топлива стала прослеживаться в автомобильной промышленности с 70-х гг. прошлого века.
Производители начали уменьшать объем двигателей и использовать электронные системы впрыска, позволившие повысить экономичность.
А также появились бензиновые моторы малого литража (до 1,4 л) с турбинами, имеющие низкий расход горючего при хороших рабочих характеристиках.
Экономичные авто присутствуют в производственных программах компаний:
- немецких Mercedes Benz, Smart, Volkswagen (включая дочерние марки Seat и Skoda), Opel и BMW;
- Peugeot, Citroen и Renault;
- европейского филиала Ford;
- японских Mazda и Toyota;
- южнокорейского концерна Hyundai-KIA.
Особенности выбора экономичного автомобиля
При подборе машины с небольшим расходом бензина или солярки учитывают:
- Габариты и вес. Увеличение поперечного сечения приводит к росту лобового сопротивления и падению экономичности. Модели с увеличенным дорожным просветом подходят для езды по проселкам, но при движении по шоссе сжигают больше топлива из-за роста аэродинамического сопротивления.
- Количество передач. Увеличение числа ступеней способствует снижению оборотов двигателя и улучшению экономичности. Механическая коробка должна иметь 6 скоростей, автоматы – от 6 и выше.
- Заводские данные, к которым надо относиться с небольшой долей критики. Заявленный малый расход не всегда обеспечивается при эксплуатации (например, из-за низкого качества бензина, неправильного давления воздуха в шинах, установки внешнего багажника или щитков над оконными проемами).
- Режим эксплуатации. Для города подойдут компактные машины с небольшими багажником и салоном. Но недостаток мощности мотора скажется на трассе, где такой транспорт уступит моделям с двигателями большего литража.
Тип зажигания дополнительно влияет на затраты на топливо, но необходимо учитывать годовые пробеги. Например, разница между ценой на солярку и бензин невелика, ощутить выгоду от дизеля получится только при пробегах около 3–4 тыс. км в месяц.
При этом мотор с воспламенением от сжатия требует частого технического обслуживания. Гибридные силовые установки либо агрегаты PHEV (различаются способом зарядки батареи) обеспечивают наименьший расход, но не распространены в России.
Самые экономные с бензиновым двигателем
Минимальный расход обеспечивают двигатели объемом до 1,6 л, установленные на автомобилях класса В. Лучшие представители сжигают в городе не более 8–8,5 л при условии свободного потока и частичной загрузки (водитель и пассажир).
Установка турбины позволяет снизить затраты бензина на 1,5–2 л вне зависимости от условий эксплуатации. Например, 1,4-литровый Skoda Rapid с коробкой DSG (7 передач переднего хода) укладывается в городе в 7,1 л, а на трассе сжигает всего 4,4 л.
Smart Fortwo
Компактный автомобиль особо малого класса Smart Fortwo, рассчитанный на перевозку 2 человек, выпускается с 1998 г. На III поколении ставятся моторы на бензине объемом 0,9 или 1,0 л.
Существует версия от ателье Brabus, отличающаяся повышенной до 109 сил мощностью.
На городских улицах машине требуется от 4,9 до 5,2 л бензина, на трассе мотор укладывается в 3,8–4,3 л горючего. Для комбинированного цикла установлена норма от 4,2 до 4,6 л на 100 км пробега.
Peugeot 208 VTI
На легковом автомобиле Peugeot 208 устанавливался 1,6-литровый мотор с искровым зажиганием, оснащенный системой изменения фаз газораспределения VTI.
Двигатель развивал 120 сил и мог работать с механической и автоматической коробкой передач.
Расход горючего в городском режиме составлял 8,1 и 9,8 л на 100 км (для МКПП и АКПП соответственно). На трассе мотору требовалось от 4,5 до 4,9 л бензина, в комбинированном цикле агрегат сжигал от 5,8 до 6,7 л.
Citroen C3
Модель С3 присутствует в производственной линейке французского концерна Citroen с 2002 г. На выпускавшемся до 2016 г. автомобиле II поколения устанавливались бензиновые моторы объемом от 1,0 до 1,6 л.
Наддув не предусматривался, мощность варьировалась в диапазоне от 68 до 120 л. с., предусматривались версии с механической, автоматической либо роботизированной трансмиссией. Сведения о расходе горючего для некоторых модификаций С3 указаны в таблице.
Объем | Мощность | Трансмиссия | Город | Трасса | Комбинированный |
1,0 | 68 | Механика | 5,1 | 3,8 | 4,3 |
1,4 | 95 | Робот | 7,4 | 4,4 | 5,5 |
1,6 | 120 | Автомат | 9,3 | 4,9 | 6,5 |
Ford Focus Zetec
Моторы Zetec использовались на Focus I поколения и являлись достаточно экономичными по меркам начала XXI в. При использовании 5-ступенчатой механической коробки 115-сильный мотор объемом 1,6 л расходовал в смешанном цикле 6,4 л.
В городском потоке параметр возрастал до 8,7 л, а на трассе при скорости 90 км/ч двигатель сжигал всего 5,1 л на 100 км пути. Добиться подобных показателей в 2022 г. невозможно из-за большого пробега автомобилей.
Ford Fiesta
На автомобилях Ford Fiesta VII поколения ставились бензиновые моторы объемом 1,0 (атмосферные и с наддувом). В зависимости от конструкции системы подачи воздуха мощность варьировалась в пределах от 85 до 155 сил.
Заводские сведения о расходе горючего для ряда модификаций перечислены в таблице.
Мощность | Коробка | Город | Шоссе | Комбинированный |
85 | МКПП | 5,9 | 4,4 | 5,0 |
125 | Робот | 7,6 | 5,2 | 6,1 |
140 | МКПП | 6,3 | 4,6 | 5,2 |
Volkswagen Passat
Модель Passat присутствует в производственной линейке концерна Volkswagen с 70-х гг. прошлого века. С 2014 г. покупателям предлагается VIII поколение, оснащаемое двигателями с наддувом.
На машинах используется преселективная трансмиссия, обеспечивающая экономичность при сохранении динамики.
Существует гибридная версия PHEV с установкой мощности 218 сил, расходующая всего 1,7 л горючего в смешанном режиме.
Данные об экономичности стандартных бензиновых моторов указаны в таблице.
Мощность | Объем | Коробка | Городской ритм | Трасса | Комбинированный |
150 | 1,4 | МКПП | 7,5 | 5,0 | 5,9 |
190 | 2,0 | Робот | 8,3 | 5,2 | 6,3 |
272 | 2,0 | Робот с полным приводом | 8,9 | 5,9 | 7,0 |
Mazda 3
Автомобили Mazda 3 оснащались двигателями с искровым зажиганием, дизели использовались редко (шли на европейский рынок). Производитель использовал механическую или автоматическую коробку передач. В линейку входила модификация с приводом на все колеса и повышенной мощностью мотора.
Данные о расходе горючего для IV поколения перечислены в таблице.
Мощность | Объем | Топливо | Коробка | Привод | Город | Трасса | Смешанный |
116 | 1,8 | Дизель | МКПП | Передний | 4,6 | 3,8 | 4,1 |
120 | 1,5 | Бензин | АКПП | Передний | 7,7 | 5,0 | 6,0 |
150 | 2,0 | Бензин | АКПП | Передний | 9,1 | 5,6 | 6,9 |
227 | 2,5 | Бензин | АКПП | Полный | 10,2 | 7,6 | 9,0 |
Toyota Corolla X
Замыкает рейтинг автомобиль Corolla X поколения (кузов Е150), оснащенный для российского рынка бензиновыми силовыми установками. Объем моторов варьировался в диапазоне от 1,3 до 1,8 л при мощности от 97 до 132 л. с. Для ряда рынков предлагались дизели, но в РФ такие модификации официально не ввозились.
Данные о расходе горючего указаны в таблице.
Мощность | Объем | Топливо | Трансмиссия | Городской режим | Шоссе | Смешанный |
97 | 1,4 | Бензин | МКПП | 8,6 | 5,7 | 6,7 |
101 | 1,3 | Бензин | МКПП | 7,3 | 4,9 | 5,8 |
124 | 1,6 | Бензин | робот | 8,4 | 5,7 | 6,7 |
126 | 2,0 | Дизель | МКПП | 7,0 | 4,4 | 5,7 |
Самые лучшие авто с экономичным дизельным двигателем
При разработке двигателя с воспламенением от сжатия автор проекта Рудольф Дизель стремился добиться низкого расхода топлива. Рабочий цикл мотора обеспечивает хорошую экономичность, а установка системы наддува повышает рабочие характеристики.
Самые лучшие модели дизелей расходуют менее 6 литров солярки в плотном городском потоке. Но моторы, соответствующие Евро-6, оснащаются системой впрыска мочевины, запас которой необходимо пополнять при проведении регламентного обслуживания или через 8–12 тыс. км пути.
Opel Corsa D
Компактный хэтчбек Corsa D выпускался с 2006 по 2010 гг. и оснащался кузовами с 3 или 5 дверьми. На автомобилях устанавливались дизели объемом 1,3 или 1,7 л, рассчитанные на использование механической либо роботизированной трансмиссии.
В таблице перечислены заводские данные об экономичности моторов.
Мощность | Тип трансмиссии | Объем | Город | Шоссе | Смешанный |
75 | МКПП | 1,3 | 5,7 | 3,8 | 4,5 |
90 | Робот | 1,3 | 5,8 | 3,8 | 4,8 |
125 | МКПП | 1,7 | 6,2 | 4,0 | 4,8 |
Citroen C4 Cactus
Городской кроссовер C4 Cactus оснащался дизелями объемом 1,5 либо 1,6 л. Мощность моторов варьировалась от 92 до 120 сил в зависимости от года выпуска и особенностей трансмиссии. На авто использовалась механическая, автоматическая либо роботизированная коробка с приводом на передние колеса.
Данные об экономичности приведены в таблице.
Мощность | Коробка | Город | Трасса | Комбинированный |
92 | Механика | 3,8 | 3,4 | 3,5 |
102 | Механика | 4,0 | 3,1 | 3,4 |
120 | Автомат | 4,4 | 3,6 | 3,9 |
BMW i8
Премиальный родстер BMW i8 никогда не оснащался дизелем, в состав гибридной силовой установки входил 1,5-литровый бензиновый мотор с наддувом.
На борту имелась батарея, емкости которой хватало на 53 км хода на электрической тяге. Средний расход бензина составлял 2,1 л, что являлось очень хорошим показателем для 2014 г.
Renault Sandero
На Renault Sandero ограниченно устанавливался 84-сильный дизель объемом 1,5 л.
Модификация реализовывалась в странах Восточной Европы, в РФ не предлагалась.
При использовании МКПП расход в городе не превышал 5,3 л, а на трассе автомобиль укладывался в 4,1 л горючего (в смешанном цикле мотор сжигал всего 4,5 л на 100 км).
Seat Leon
Испанский филиал концерна Volkswagen выпускает автомобили модели Leon с 1999 г. Используется платформа Golf и унифицированные двигатели. На IV поколении устанавливаются дизели объемом 2,0 л.
Данные о расходе сведены в таблицу.
Мощность | Привод | Город | Шоссе | Смешанный |
115 | Передний, робот | 5,0 | 3,2 | 3,9 |
150 | Полный, робот | 5,3 | 4,1 | 4,6 |
Volvo V40 Cross Country
Автомобиль V40 Cross Country оснащался 2-литровым дизелем, развивавшим от 120 до 190 л. с. Предлагался с передним приводом, существовали модификации со всеми ведущими колесами.
В таблице указаны заводские данные о расходе топлива.
Привод | Мощность | Город | Шоссе | Комбинированный |
Передний, МКПП | 120 | 4,2 | 3,7 | 3,7 |
Передний, АКПП | 190 | 5,0 | 3,9 | 4,3 |
Полный, АКПП | 190 | н.д. | н.д. | 6,4 |
Skoda Rapid 2017
Автомобили Rapid с дизелем официально в РФ не поставлялись, предлагались только в странах Европы. Под капотом устанавливался 1,6-литровый дизельный двигатель с системой регулируемого наддува, развивавший 116 сил.
При использовании механической коробки агрегат расходовал в городском потоке и на шоссе не более 4,6 и 3,9 л солярки соответственно.
Существовала модель объемом 1,4 л (90 л. с.), которая была одной из самых экономных в мире, сжигая в городе 4,3 л, а в смешанном ритме эксплуатации 3,9 л горючего на 100 км пути.
Ford Mondeo 2014
Замыкает рейтинг Mondeo V поколения, представленный в 2014 г. и предлагавшийся с кузовом седан, лифтбэк и универсал. На автомобилях использовались дизели объемом 1,6 и 2,0 л (мощность от 115 до 180 сил).
Заводские данные об экономичности перечислены в таблице.
Объем | Мощность | Коробка | Город | Шоссе | Смешанный |
1,6 | 115 | МКПП | 4,1 | 3,3 | 3,6 |
2,0 | 150 | МКПП | 4,6 | 3,7 | 4,1 |
2,0 | 180 | Робот | 5,3 | 4,4 | 4,8 |
Топ экономичных городских малолитражек
В рейтинг вошли иномарки с низким расходом топлива, отличающиеся компактными габаритами. Ряд моделей оснащены двигателями с наддувом, позволяющими уложиться на трассе в менее чем 4 л бензина. Но ряд городских малолитражек не могут похвастаться хорошими характеристиками, сжигая в городском потоке свыше 8 л горючего.
Daewoo Matiz
Распространенный на вторичном рынке в России бюджетный автомобиль Matiz I генерации выпускался в Узбекистане вплоть до 2015 г. Последующие поколения российским покупателям не предлагались.
Заводские данные о расходе бензина силовыми агрегатами малолитражек I серии указаны в таблице.
Объем | Коробка | Мощность | Город | Трасса | Комбинированный |
0,8 | МКПП | 52 | 7,3 | 6,3 | 6,8 |
0,8 | АКПП | 52 | 8,4 | 5,3 | 6,5 |
1,0 | МКПП | 64 | 7,3 | 6,3 | 6,6 |
Opel Agila
Небольшой автомобиль Agila выпускался немецким заводом Opel до 2014 г. На машинах использовались моторы объемом от 1,0 до 1,3 л (бензиновые и дизель).
Сведения о расходе горючего указаны в таблице.
Объем | Топливо | Мощность | Коробка | Город | Трасса | Комбинированный |
1,0 | Бензин | 68 | МКПП | 5,6 | 4,2 | 4,7 |
1,2 | Бензин | 94 | АКПП | 6,9 | 5,0 | 5,7 |
1,3 | Дизель | 70 | МКПП | 5,5 | 4,0 | 4,5 |
KIA Picanto
Южнокорейский хэтчбэк Picanto предлагается с 2004 г., дилеры поставляют заказчикам машины III поколения. Под капотом установлены моторы на бензине объемом 1 или 1,3 л. Двигатели могут работать с механической или автоматической коробкой.
В таблице приведены данные по экономичности.
Объем | Коробка | Мощность | Город | Шоссе | Смешанный |
1,0 | МКПП | 67 | 5,6 | 3,7 | 4,4 |
1,3 | АКПП | 84 | 7,0 | 4,5 | 5,4 |
Fiat Panda
Хэтчбэк Panda с экономным двигателем присутствует в производственной программе итальянского концерна с 1981 г. С 2011 г. выпускаются машины III поколения, которые оснащаются бензиновым двигателем объемом до 1,2 л и 1,3-литровым дизелем. Предлагается версия Cross с пластиковым обвесом, защищающим кузов от повреждений на проселке.
Данные о расходе сведены в таблицу.
Объем | Горючее | Мощность | Трасса | Город | Комбинированный |
0,9 (автомат) | Бензин | 85 | 3,7 | 4,8 | 4,1 |
1,2 (механика) | Бензин | 69 | 6,3 | 7,1 | 6,6 |
1,3 (механика) | Дизель | 95 | 3,2 | 4,4 | 3,6 |
Peugeot 107
Компактный хэтчбэк Peugeot 107 для города выпускался с 2005 по 2014 г., претерпев 2 цикла модернизации. Основная часть автомобилей поставлялась с бензиновыми двигателями (механическая коробка или робот), в производственную линейку входил 54-сильный дизель. Машины имели привод на передние колеса, экономичность не зависела от числа дверей.
Данные о расходе приведены в таблице.
Объем | Топливо | Шоссе | Город | Смешанный |
1,1 | Бензин | 4,1 | 5,5 | 4,8 |
1,4 | Дизель | 3,4 | 5,3 | 4,3 |
Chery QQ 6
Вошедший в топ наиболее экономичных городских машин китайский седан QQ 6 выпускался до 2011 г. Базовая версия оснащалась 68-сильным мотором объемом 1,1 л, предусматривалась модель с 1,3-литровым двигателем мощностью 83 л. с. Оба силовых агрегата комплектовались механической трансмиссией и были рассчитаны на бензин сорта А-92 либо А-95.
Данные о минимальном расходе приведены в таблице.
Объем | Трасса | Город | Комбинированный цикл |
1,1 | 6,1 | 8,0 | 7,2 |
1,3 | 6,5 | 8,0 | 7,3 |
Chevrolet Spark
Замыкает список компактный городской хэтчбэк Spark III поколения, оснащенный 1,2-литровым мотором и автоматом. В городском режиме двигатель сжигает 8,2 л, на трассе потребление сокращается до 5,1 л на 100 км пути (при стабильной скорости движения не выше 90 км/ч и частичной загрузке).
В усредненном режиме расход топлива (бензин сорта А-92 или А-95) по данным завода-изготовителя не выше 6,2 л.
При подборе машины с маленьким расходом горючего следует учесть, что топливная экономичность зависит от условий эксплуатации и технического состояния автомобиля.
Указанные в заводской документации цифры получены при испытательных пробегах. При нормальных условиях эксплуатации значения расхода будут на 1–2 л выше.
Погодные условия дополнительно увеличивают затраты топлива (особенно сказываются на экономичности короткие поездки в морозную погоду без полноценного прогрева двигателя и коробки передач).